^ Вверх
  • На заметку промо-записи
  • Новые статьи на сайте Новые статьи
    • 9 способов добавить пространства в микс
      9 способов добавить пространства в микс 22 Февраля, 2022 Есть много элементов, которые объединяются в великолепный современный микс, и пространство, без сомнения, является одним из самых важных....
    • 6 ошибок музыкантов, касающихся финансов
      6 ошибок музыкантов, касающихся финансов 19 Февраля, 2022 Музыкальные биографии изобилуют историями о блестящих талантах, которые остались ни с чем и были вынуждены уйти из индустрии просто потому, что допустили несколько элементарных ошибок....
    • 10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс
      10 профессиональных советов по добавлению мощи и панча в микс 15 Февраля, 2022 Достижение широкого, мощного звука, слышимого в лучших профессиональных миксах, является святым Граалем для большинства продюсеров и инженеров. Лучшие и продаваемые на сегодняшний день релизы обеспечивают идеальный...
    • Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов
      Особенности сведения и мастеринга для сервисов цифровой дистрибуции и стримингов 10 Февраля, 2022 На протяжении десятилетий многие производители музыкальной индустрии и звукоинженеры были вовлечены в настоящую гонку вооружений. С момента зарождения музыки как продукта средств массовой информации, перенесенного...
    • Создание музыкального клипа в браузере
      Создание музыкального клипа в браузере 19 Февраля, 2021 Монтаж видеороликов необязательно должен быть сложным и скучным. Если к процессу вы подключите бесплатный видеоредактор онлайн InVideo, работа пойдет веселее, а результат вас впечатлит. InVideo — простое...
    • 10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland
      10 советов диджеям и продюсерам от Alison Wonderland 11 июля, 2018 Alison Wonderland, продюсер из Лос-анджелеса, довольно быстро стала известным диджеем благодаря её мастерским, разносторонним и энергичным сэтам. В прошлом году она ворвалась в Top 100 от DJ Mag и очень скоро выходит...
    • 10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп
      10 нужных приложений для тех, кто делает хип-хоп 04 июля, 2018 Хип-хоп - это жанр, построенный на наследии, почтении “корней” и постоянной стилистической вариации в одном флаконе. “Хип-хоп” означает разные вещи для разных людей. Он простирается от фанковых,...
    • 6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff
      6 советов для скрэтч-диджеев от Jazzy Jeff 26 июня, 2018 Когда 17-летний Уилл Смит сказал: «Ни один другой диджей не пользуется таким огромным уважением публики на своих выступлениях, как Jazzy Jeff», это было не просто громкой фразой или хвастовством....
  • Читайте также
    • Звуковые редакторы. Общий обзор
      Звуковые редакторы. Общий обзор В предыдущих статьях я рассматривал несколько наиболее известных звуковых редакторов. Но, как всегда, кроме известных продуктов, еще существуют и малоизвестные. Во-вторых, известные именитые программы...
Статьи / Теория и практика

Компрессия звука

Недавно, прослушивая очередной трек в программе Reason, я обратил внимание на настройку компрессора на инструменты. Этой программой я пользуюсь довольно давно, но уже «сижу в кубе». Меня удивило, что на бас бочку был задан порог срабатывания 5 децибел с компрессией 1:2, атакой 1 миллисекунда и затуханием 200 миллисекунд (НА БАСС БОЧКУ!!!). Вы что-нибудь поняли из этого? Если нет, то вам следует читать эту статью. Советую так же почитать ее и более продвинутым пользователям.

Итак, что же такое компрессия? По этому вопросу написано уже достаточно литературы и статей. Нам же нужно самое важное и как можно более простым языком. Ранее на студиях звукозаписи «роль компрессора» выполняли звукооператоры или звукоинженеры (это не важно, важно то, что это были обычные люди). Представьте себе партию бас гитары. В идеале сыгранная она представляет собой довольно ровную динамическую (приблизительно одной громкости) картину. Но иногда получается, что звук на некоторых ладах звучит более громко, а на других тише. В таких случаях звукорежиссер держал ползунок громкости на микшере и при тихих моментах он повышал уровень, при громких – понижал. Тем самым он выравнивал динамический диапазон. Но ведь это был обычный человек и реакция у него так же человеческая, то есть в момент повышения громкости он реагировал не сразу, а после определенного времени. Дальше, когда звук становился тише, звукооператору нужно было время чтобы сориентироваться и прибавить уровень. Это пример работы «человеческой» компрессии, но без цифр. После этого краткого описания можно сформулировать следующие термины:

  • Атака (attack) – время, до начала понижения уровня (компрессии);
  • Спад (release) – время для возращения исходной громкости;
  • Компрессия (ratio) – относительная величина на которую передвинул ползунок громкости звукоинженер (на сколько она относительна рассмотрим чуть ниже);
  • Порог срабатывания (threshold) – уровень звука, после которого звукоинженер выравнивал громкость сигнала.
  • Входной сигнал (in) – сигнал который слышит звукоинженер;
  • Выходной сигнал (out)– сигнал, который слышим мы с вами :).

Естественно то что звукоинженер уставал и на смену ему:) пришли приборы под названием компрессоры. Принцип работы у компрессоров был тот же. Но было намного больше преимуществ. Главный из них – это то что можно конкретно задавать значения параметров, что немаловажно для получения требуемого результата. Теперь посмотрим принцип работы компрессора в «цифре».

Рисунок 1 - компрессор компании Sony
Рисунок 1

На рисунке изображен компрессор компании Sony. Принцип его работы можно изобразить графически.

Рисунок 2 - Графическое представление принципа работы компрессора
Рисунок 2

Данный график показывает зависимость выходного уровня сигнала в зависимости от компрессии и входного уровня. По оси х – сигнал на входе по оси у – на выходе. Так что же тут происходит, судя по графику? Давайте разберемся вместе. Серая линия, наклонена под углом 45 градусов – это есть линия уровня сигнала (или компрессии). Доходя до порога срабатывания, она надламывается и идет несколько ниже (не обращайте внимание на пунктирную линию). Как видно из графика показано 3 варианта пути данной ломаной линии. Для самого первого варианта показана «компрессия 2:1». Теперь давай посмотрим на продолжение серой линии пунктиром – это компрессия 1:1. Значит, при увеличении компрессии происходит понижение выходного уровня до конкретного значения. Это значение можно с легкость посчитать как: out=threshold+(in- threshold)*ratio. Например какой выходной уровень будет на компрессоре при threshold=-18 дб, in=0 дб, ratio = 1:3. out=-18+(0-18)*1/3=-12 дб. Получили, что называется, результат в цифре – это уже хорошо. Давайте обратим внимание на горизонтальную ломаную линию. Это линия компрессии с ratio равной 1:бесконечность. В этом случае сигнал не будет выше по уровню порога срабатывания, а, следовательно, получаем ограничение или лимитирование сигнала.

Сделаем небольшую рецензию.
1. Компрессия это процесс выравнивания динамического диапазона;
2. Компрессия характеризуется величинами threshold и ratio;
3. Компрессор срабатывает после превышения порога срабатывания threshold;
4. При компрессии 1:1 компрессор пропускает звук без изменений, при 1:бесконечность получаем лимитирование (в литературе приводится факт, что при компрессии 1:15 уже получается лимитирование сигнала).

Теперь необходимо разобраться с параметрами атаки (attack) и спада (release).

Данные характеристики уже зависят напрямую от типа звукового материала и ваших ушей. Рассмотрим типичный пример – бас бочка.

Рисунок 3 - Бас бочка без обработки компрессией
Рисунок 3. Бас бочка без обработки компрессией

При применении настроек (рисунок 4) бочка стала плотнее (рисунок 5).

Рисунок 4 – Настройка компрессора для бас бочки
Рисунок 4. Настройка компрессора для бас бочки

Рисунок 5 – Бас бочка после обработки компрессией
Рисунок 5. Бас бочка после обработки компрессией

Обратите внимание: компрессия начала активно срабатывать при превышении порога с самого начала. Причем сигнал уменьшился по громкости.

Далее можно применить немного другой компрессор Graphic Compressor от производителя Sony. Но там есть еще один параметр – выходная громкость. Теперь тут нужен расчет. На слух тут мало что сделаешь. Из формулы out=threshold+(in- threshold)*ratio = -18+(0+18)/4=-13 дб. Но так же следует учесть звук, который идет перед атакой, то есть приблизительно -4 дб. Теперь для того чтобы не было перегрузки необходимо выбрать одно из значений и компенсировать выходной сигнал до уровня 0 дб. А выбирается значение, которое меньше, так как если к выходному сигналу добавить 12 децибел, то звук будет искажаться в периоде перед атакой.

Рисунок 6 – Настройка графического эквалайзера
Рисунок 6. Настройка графического эквалайзера

После обработки звук получается более плотным, по динамике и басу выше, чем без обработки.

Рисунок 7 – Полученная бас бочка после обработки графическим компрессором
Рисунок 7. Полученная бас бочка после обработки графическим компрессором

Следует заметить что при динамической обработке готовых звуковых петель алгоритм несколько другой. Рассмотрим поподробнее.

Для этого создадим петлю (рисунок 8).

Рисунок 8 – Звуковая петля
Рисунок 8. Звуковая петля

Далее поэкспериментируем. Настроим компрессор таким образом, чтобы он срабатывал постоянно причем с быстрой атакой и долгим спадом (рисунок 9)

Рисунок 9 – настройка компрессора
Рисунок 9. настройка компрессора

В результате получили проблему – звук получился очень резкий. (рисунок 10) и грязный.

Рисунок 10
Рисунок 10

Далее при увеличении атаки до 50 мс и снижения компенсирующего уровня до 5 дб получили довольно равный и чистый звук (рисунок 11)

Рисунок 11
Рисунок 11

На первый взгляд ничего не произошло, но если присмотреться, появился небольшой щелчок у бочки в начале, стали более выделенные хай хеты.

При пред мастеринге обычно используют многополосные компрессоры. Преимущества их в том, что весь спектр частот трека разбивается на полосы (зоны), которые в дальнейшем компрессируются отдельно. Особых рекомендаций по многополосной компрессий нет, так как характер звучания трека выбирается самим автором этого трека.

Как всегда после статьи несколько советов:

1. Не используйте компрессор на все дорожки подряд, а используйте только на те, которые динамически неровные
2. Эквализацию лучше всего ставить перед компрессией
3. Не использовать компрессор как максимайзер, для этих целей лучше подходят L3 от Waves
4. Не используйте нулевые атаки – проще понизить уровень сигнала
5. При обработке партии бас бочки спад компрессора лучше ставить порядка 50 мс, при этом компрессор отработает до начала следующего удара.

Успехов вам в творчестве.

Zito, 06.09.2006
CJCity.ru

Обратите внимание:

Ликбез по компрессии
Обзор компрессоров

Комментарии (54)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 03.10.2013 11:39 #

    Александр - Хорошее дело.

  • Гость
    (Гость) 13.04.2013 12:29 #

    4esh - СТАТЬЯ ОТЛИЧНА! НЕДАВНО НАЧАЛ САМ МАСТЕРИТЬ ДОМА, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЕСЬМА-ВЕСЬМА УЛУЧШИЛИСЬ... СПАСИБО)))

  • Гость
    (Гость) 28.03.2013 09:10 #

    dissector - математики в звуке - напрягают. главные задачи компрессора на на сегодня 1 скрыть кривые руки-горла "музыкантов и певцов" 2 сжать динамический диапазон для цифромастеринга за не имением запаса по перегрузу на цифре. 3 некоторые из них - реально прикольные эффекты - вносящие в звук теплоту и оттяг. gotohell...

  • Гость
    (Гость) 05.01.2013 23:05 #

    Никита - Спасибо автору за статью , очень доступно объяснил ))

  • Гость
    (Гость) 13.12.2012 16:26 #

    андрей - я лох ебанный

  • Гость
    (Гость) 01.10.2012 15:32 #

    Compressor - Правильная формула выглядит так: Output = ((Input - Threshold) / Ratio) + Threshold Или иначе (для самых маленьких и тупых): Input - Threshold Output = ----------------- + Threshold Ratio

  • Гость
    (Гость) 08.08.2012 09:31 #

    Donpedro - Статья хорошая для всех. Споры это подтверждают. Даже имея высшее инженерное по радиотехнической специальности - сразу понять характер работы компрессора трудно вообще...Поэтому отталкиваться недо всегда от цели использования прибора:"что тебе надА?"...ответ: "здесь поприжать, а тут приподнять!"...потом: где понизить?..сколько?..на сколько?..Где приподнять?..сколько?..на сколько?.. И сначала ответить себе на эти вопросы...тогда станет сразу ясно, что если ты Релизить будешь на все 50м/с, то будь готов к поднятию и шума, высоких и ревера в бочке - и получишь всю грязь на сколько поднимешь ратио...Если хочешь понизить щелчек - посмотри, где он по времени, прибери до компрессора в его полосе эквалазером ровно на столько - на сколько будешь поднимать остальной сигнал...поэтому думай какая атака тебе нужна и спад( и это относится не к сигналу - а к компрессору)...конечно, нет смысла делать эквализацию трека, если ты с минимальной атакой и спадом во всю длительность звучания поставишь ратио 8:1 и поднимешь общий уровень трека...т.е. думаю не надо друг-друга здесь поносИть, а просто делайте свою музыку, применяя прочитанное...и, если она стала лучше - статья пошла на пользу...

  • Гость
    (Гость) 25.07.2012 20:01 #

    Миха - статья норм. Что такое компрессор понял,как только прочёл. Хотя мои музыкальные пристрастия заканчиваются на авто звуке. Критика полезна,если уместна. West777,нормально ответил. Ебланы не дуйтесь. Щеки треснут.

  • Гость
    (Гость) 10.04.2012 15:34 #

    фарит - не плохо хорошая статья

  • Гость
    (Гость) 28.03.2012 06:48 #

    Дима - Я новичок. Очень доволен статьей!!! Спасибо автору огромное!

  • Гость
    (Гость) 28.03.2012 06:48 #

    Дима - Я новичок. Очень доволен статьей!!! Спасибо автору огромное!

  • Гость
    (Гость) 24.02.2012 16:40 #

    Mini V - Хорошая статья. Все описано предельно просто. Согласен с West777 какой то мусор в обсуждениях развели, детский сад)

  • Гость
    (Гость) 23.11.2011 15:25 #

    West777 - ...не так часто приходится оставлять свои комментарии к статьям на подобные темы...Да и сейчас комментировать ничего не буду...Спасибо автору за то,что у него нашлось время и желание помочь тем ,кто только пытается делать первые шаги в обработке...В статье понятно все...Ну,разве только,как я понял,математикам трудновато...Но не о том я.. В музыке я уже около 40 лет и ,скажем так,немножко в теме...Не нужно,думаю,говорить о том от каких ДРОВ мы в ТЕ времена пытались добиться звучания.Именно звучания,а не звука...И ведь неплохо получалось А потому,что мы умели общаться в своем кругу...Общаться,учиться у других,спорить,но НЕ ХАМИТЬ,а тем более не оскаблять...А теперь у меня вопрос к тем,кто все же позволяет себе подобное в отношении себе подобных..,к недоделанным БлЕкморам,хЕндорсонам и пр...Ребятки,вы кем себя возомнили-то..?Прочитаешь комм. некоторых,так в нашем деле огни и воды прошли..,осталось семь метров говна проплыть..,но...И это дано далеко не каждому.А если есть что сказать,то докажи это на сцене,но не тявкай ,как сучка из подворотни,хотя подобное тявканье и есть удел бездарей...Прошу пардона за мой французский.

  • Гость
    (Гость) 20.10.2011 13:09 #

    Gamma-Splash - Вообще то EQ нужно стараться не юзать. Только чисто "косметически"... Почему?... Качество теряется. У каждой ноты есть свой пик, так что лучше по уму подойти к композиции и зделать так, чтоб небыло ненужных резонансов

  • Гость
    (Гость) 20.10.2011 13:06 #

    Gamma-Splash - Нормальная статья... чё гоните!)) ну суть статьи не в точности цифр, а в общих чертах объяснить что такое компрессия. Автору респект. доступно, понятно))

  • Гость
    (Гость) 23.07.2011 08:37 #

    Рома - Автору огромное спасибо! До этого читал статей 5 про компрессию, много часов эксперементировал с компрессором, но так и нихрена толком не понял. Теперь всё предельно ясно!

  • Гость
    (Гость) 25.03.2011 20:13 #

    Паша - Попробовал!прикольно получилось кик стал выделяться,более выразительный,автор не первый год этим занимаеться.

  • Гость
    (Гость) 21.03.2011 18:46 #

    Игоряс - Nikolas, мое мнение, если ты эквализацией вырезаешь частоты, то лучше до компрессора. Если же добавляешь, то соответственно после!!!

  • Гость
    (Гость) 10.03.2011 18:27 #

    Жека - Nikolas - ты ещё скажи что эквилизировать вообще не нада. ))

  • Гость
    (Гость) 08.02.2011 19:29 #

    Nikolas - 1. Децибелы не складываются (не вычитаются), это логарифмическая шкала. 2. Частотная обработка (эквализация) перед компрессором сведет ее саму (эквализацию) на нет :)


Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...