^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Студия звукозаписи в компьютере. Часть первая

Споры о том, может ли компьютер быть полноценной звукозаписывающей студией разряда post-production - бесконечны. Как и бессмысленны. Все правы, потому что каждый выбирает собственные приемы работы и варианты программного и hardware обеспечения. Главная характеристика любой записи - качество, совместимое с профессиональными стандартами, и какими способами оно достигнуто, в принципе, не так уж и важно. Интересует итог. Вариантов сочетаний оборудования бесконечное множество, и каждый отталкивается от множества параметров: прежде всего - финансовое обеспечение, потом личные предпочтения, уровень знаний и ясное представление о конечной цели производства.

В профессиональной музыке существует понятие демо-запись, т.е. звукозапись, предназначенная для презентации кому-либо, допустим, певцу или продюсеру для дальнейшей разработки материала, начальной стадии аранжировки или просто наиболее полноценной демонстрации идеи. Есть варианты "музыки для себя", когда единственный критерий качества - собственное мнение. Неважно, как и на чем сделана запись, важно - нравится ли она друзьям-приятелям и доставляет ли удовольствие создателю. Третий вариант - действительно профессиональный аудиотрек, созданный с учетом всех возможных параметров мировых стандартов. Это не издевательство: любого ранга звукорежиссеры и музыканты пытаются воплотить в своих проектах все лучшие наработки, что когда-либо слышали, если могут, конечно. И если первые два случая не будут несчастными даже при полной невменяемости, то в третьем под угрозу ставятся имена и профпригодность звукорежиссера, аранжировщика, музыкантов и продюсера, их дальнейшая карьера и музыкальная судьба. Рисковать такими вещами нельзя, разве что в надежде на гениальность решения или установление новых стандартов ультра-модернизма.

Современные профессиональные студии звукозаписи имеют в своем арсенале несколько компьютеров, не менее двух. Один необходим для работы с MIDI, другой может выполнять роль цифрового многодорожечного магнитофона и предназначен для работы с аудио. Но даже при наличии дорогостоящих звуковых плат, от $700-900, одними компьютерами полноценного звука не добиться. Прежде всего требуются настоящие - "железные" - микрофонные усилители предварительного сигнала (Pre-Amplifier или Tube Amplifier), вокальные компрессоры, делающие звук более гибким и насыщенным еще в период записи (не конечного микширования). Некоторые звукорежиссеры используют отдельные, скоммутированные с компьютером микшерские пульты, дающие определенные удобства при работе. Приборы обработки звука (ревербератор, цифровая задержка - digital delay, chorus, эквалайзер, компрессор) могут позволить при наличии хорошей звуковой платы обойтись без дополнительных рэков. Rack 1U - стандартный размер прибора обработки или тон-генератора, racks - стойка, панель из нескольких приборов. Но при окончательном сведении и мастеринге практически всегда используются какие-то отдельные эффект-процессоры: Finalizer, Limiter, Crossover, Multi-band компрессор, DSP (Digital Signal Processing) обработка - всего не перечесть, у каждой студии свои секреты и приемы работы.

Все больше используются аналоговые приборы обработки и внешние синтезаторы, имеющие много плюсов по сравнению с их цифровыми и транзисторными модификациями. Компьютеры, рабочая база которых построена на микропроцессорах и чипсетах, не могут пока полноценно заменять подобные машины, не говоря уже о вновь появляющихся ламповых агрегатах. Попыток воссоздать в компьютере аналоговый звук было и есть весьма много - пока что "настоящее" железо куда мощнее, хотя существует много способов достижения профессионального звучания путем простой подгонки аранжировки под стандарт. Что же касается ламповых приборов - достаточно сравнить звучание одного из мощных mastering analog software от IK Multimedia T-Racks v2.04 с поддержкой 24-битного звука, включающее в себя эквалайзер, лимитер и компрессор с подобным натуральным рэком. Сразу становится очевидным глобальный перевес не в пользу T-Racks даже при столь могучих аудиоплатах, как Emagic Audiowerk 8 или YAMAHA DSP 2416, каждая стоимостью с весьма приличный мультимедийный компьютер с монитором. Такой же эксперимент можно провести с целью сравнения качества и плотности звучания программных VSTi-синтезаторов Waldorf PPG Wave серии Native Instruments и Analog Synthesizer Unit A1 от Steinberg c аналоговыми синтезаторами класса Groovesynth - Roland JX-305 и выше, либо с Analog Modeling Synthesizer Roland JP-8000. Само качество алгоритма звука упомянутых компьютерных синтезаторов при наличии хорошей аудиоплаты не уступает их "настоящим" собратьям. Но для достижения глубокого, плотного, объемного звучания, присущего исключительно аналоговым синтезаторам и потому широко используемым в современных аранжировках, даже таких звуковых карт недостаточно - требуются дополнительные эффект-процессоры, хотя бы DSP (Digital Signal Processing) или Loudness Maximizer.

В последнее время студии разделены как бы на два основных лагеря: одни - в основном, студии для создания электронной музыки - перешли почти на стопроцентную компьютерную основу. Да, это удобно по многим причинам. Прежде всего потому, что аранжировщики (а их при создании диска или проекта может быть несколько человек, каждый из которых отвечает за определенную секцию: допустим, клавишные или ритм-секцию) редко работают в студии, чаще - "на дому". Поэтому им гораздо проще принести в студию на сведение CD-диски с MIDI-информацией, нужными *.wav и настройками банков звуков, чем везти порой несколько синтезаторов, тон-генераторов и drum-machine. Plug-ins, как и прочее программное обеспечение в студии и дома одинаковые, совместимость идеальная. В стадии работы над произведением нескольких аранжировщиков MIDI-файлы, занимающие всего до сотни - иногда чуть больше - килобайт, для корректировки пересылаются по e-mail.

Другие студии продолжают работать на "железе", предпочитая использовать специальное, не компьютерное оборудование, синтезаторы, цифровые магнитофоны с хард-дисками. Это могут быть студии для записи "живого" звука, но также и для компьютерных аранжировок, предусматривающих использование натуральных инструментов или электрогитар. Микширование и мастеринг фонограмм производится с помощью многодорожечных цифровых магнитофонов, и в итоге сводятся на DAT (Digital Audio Tape) -Master или DAT-Recorder. В таких студиях на компьютерах воспроизводятся секвенсорные MIDI-аранжировки, плюс иногда компьютер выполняет роль коммутационной машины для синхронизации множества инструментов и приборов. Есть и третья категория студий, объединяющая достижения и технологии первых двух.

Общее представление о работе профессиональных студий поможет вам более полно оценить масштабы и сроки создания произведений. В домашней студии ассортиментный минимум для начинающих - компьютер, звуковые колонки или стереонаушники, при желании запеть - микрофон. В некоторых случаях даже MIDI-клавиатура не потребуется. Вот и начнем с рассмотрения таких простейших случаев.

В 1998-1999 годах на рынке музыкального софта появилась серия программ eJay, разработанных PXD Software GmbH. Названия программ соответствовали стилям современной музыки, для создания которой и были предназначены: eJay Techno, eJay Rave, eJay Dance, Rap и Hip Hop. Впоследствии они были модернизированы, добавились новые возможности редактирования, увеличено число рабочих треков и количество используемых сэмплов. На сегодняшний день каждая имеет по 2-3 версии. Общая характеристика такова: 12-16 монодорожек для работы, включая один отдельный drum-трек и трек для записи внешнего источника (микрофона, гитары, клавишных и т.п.). У последнего выпуска eJay Dance 3 уже 32 дорожки и возможность записи с внешнего источника для всех треков, исключая трек ударных. От трех до пяти тысяч высококачественных сэмплов, созданных специально в студиях для программ eJay профессиональными вокалистами и музыкантами.

Сэмплы организованы по секциям в виде разноцветных кубиков. Большие наборы вокальных и рэп-заготовок, интересные шумовые эффекты, партии секвенсеров, клавишных, bass-lines, live guitars с довольно глубокой возможностью редактирования, удобный и простой интерфейс. Просто перетаскивая нужную партию инструмента на окно редактирования, вы получаете возможность создавать профессиональные по звучанию композиции, даже если абсолютно не знакомы с музыкальной грамотой и вообще ни на чем не умеете играть. Готовое произведение экспортируется в *.wav - формат и при надобности редактируется в иных программах. Можно создавать собственные наборы ударных, придумывать барабанные "петли" (loops). Встроенные ритм-компьютеры "Drum Generator" (или "Groove Generator" в eJay Hip Hop 2 ) с блоками для наборов (Perfomance) нужных сетов "Drum Matrix" поставляются более чем с 500 звуками ударных и массой эффектов, для придания неповторимости звучания композиции. В eJay Techno встроен Bass-line синтезатор с несколькими сотнями презетов. В eJay Hip Hop 2 интересный Scratch Generator, позволяющий придумывать различные эффекты, аналогичные искажениям, созданным на виниловых дисках. Записав свой голос через микрофон, можно разнообразить его различными фильтрами, добавить эхо, delay, эффект роботизации. Требования к компьютеру по теперешним меркам минимальные: Pentium II, 300 mHz, 64 MB RAM , 4-x Speed CD-ROM drive , 170 MB свободного места на винчестере, 256 цветов и 16-битная звуковая карта, поддерживающая Direct Sound. В дополнение выпущены звуковые библиотеки на 16 CD - eJay Sound Collection. Каждый из дисков содержит по 7.500 уникальных сэмплов в формате *.wav -16bit/44kHz и совместимых не только с любой из программ eJay, но и с другими software для работы с *.wav. В этих библиотеках собраны Hi-Quality Sounds и Loops для множества стилей: Reggae, Trip Hop, Hip Hop, Ambient, Drum&Bass, Big Beat, House и других. Для удобства прослушивания и конвертации в *.pxd-файлы, используемые наряду с *.wav в программах eJay, прилагается Soundbrowser. Можно изменить темп Loops, поскольку каждая из программ имеет собственный базовый темп: Hip Hop - 90 bpm (beats per minutes), Dance - 140 bpm и т.п.

Программы семейства eJay крайне просты в использовании и позволяют даже новичку создать вполне приемлемый трек, включая вокальные партии. Подробно приемы работы с программами описаны в Help-файлах, прилагаемых к дискам. В 2000-2001 годах были выпущены профессиональные пакеты микширования аудио и MIDI data - eJay Studio, для тех, кто желает использовать eJay более серьезным образом. Интерфейс и порядок работы студии очень схож с Cubase VST 24 v.3.75, хотя имеет достаточно ограниченное число функций. Поддержка 24-х треков аудио и 64-х треков MIDI позволяет использовать сэмплы любой программы eJay, но только в *.wav-формате, совместно с внешним или программным синтезатором, записывать звуки от внешнего источника, добавлять DirectX и VST - эффекты. Есть встроенный эквалайзер и автоматизированный микшер для аудиотреков, запоминающий и воспроизводящий все операции на треках (громкость, панорама) во время проигрывания.

При наличии опыта работы с eJay и Cubase VST - программами, можно добиться весьма неплохого конечного результата. Неудобство в работе с eJay Studio заключается прежде всего в подгонке нужных сэмплов под один темп, базовый темп 2.500 сэмплов Studio - 160 bpm. Имея Soundbrowser, можно задать сэмплу нужный темп, не меняя его высоты звучания (stretch). В целом eJay Studio довольно интересная программа, даже Movie-файлы воспроизводит, что удобно для озвучивания своих видеоклипов.

Cтанислав Фоминенко, 21.06.2003
Компьютер Price

Комментарии (2)

Чтобы оставить комментарий, .

  • Гость
    (Гость) 07.04.2009 00:53 #

    Cтанислав Фоминенко - На год выхода статьи посмотри. Не то, что нового ничего - все устсрело давным-давно.

  • Гость
    (Гость) 05.04.2009 20:44 #

    петр - очень жаль что ни чего нового.

Пополнения софта для Windows

  • W.A. Productions ComBear v1.0.1
    W.A. Productions ComBear v1.0.121 Февраля 2022

    ComBear — чрезвычайно мощный и невероятно динамичный плагин-компрессор, с функцией параллельного сжатия. Он придает потрясающий звук и ощущение ударным, синтезатору,

  • ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.0
    ToneBoosters 23 plugins pack v1.6.021 Февраля 2022

    ToneBoosters — это компания, которая занимается разработкой традиционных аудио-плагинов, таких как эквалайзеры, компрессоры и многое другое. Аудиоинструменты, с помощью

  • DSPplug Mark3 1.8
    DSPplug Mark3 1.819 Февраля 2022

    Mark3 - это mid/side лимитер с монофоническим, стереофоническим и расширенным режимами. Как и предыдущие предложения DSPplug, mark3 предназначен только для Windows, но поддержка

  • Guitarml TS-M1N1 1.1.0
    Guitarml TS-M1N1 1.1.019 Февраля 2022

    Бесплатный овердрайв на основе нейросетиTS-M1N3 — это гитарный плагин, клон классической педали овердрайва TS-9 Tubescreamer. Для создания модели поведения ручек драйва

  • Fanan Team Yumbu 3
    Fanan Team Yumbu 315 Февраля 2022

    Yumbu 3 — это барабанный сэмплер с молниеносной загрузкой наборов ударных и быстрым одноступенчатым управлением, приспособленный для живого использования. В новой версии

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования

  • ESI planet 22c
    Dante аудиоинтерфейс ESI planet 22c 09 марта, 2022

    С помощью этого интерфейса сети Dante можно быстро и легко расширять, будь то на концертах, вещательных станциях или в зоне установки. planet...

  • микрофоны Universal Audio
    Дебютные микрофоны Universal Audio 22 февраля, 2022

    Ветераны аналогового аудио и пионеры DSP Universal Audio объявили о своем выходе на рынок микрофонов с шестью новыми моделями. Первый, по-видимому,...

  • Портативный рекордер Zoom F3
    Портативный рекордер Zoom F3 21 февраля, 2022

    Портативные полевые рекордеры становятся все более совершенными, и Zoom вносит свой вклад в развитие рынка, выпуская «проверенный в боевых...

  • Error Instruments Velix
    Error Instruments Velix, экспериментальный синтезатор с сенсорными пластинами 20 февраля, 2022

    В недрах сумасшедшей звуковой лаборатории Error Instruments появился Velix, экспериментальный синтезатор с «органическим» звуком...

  • Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3
    Мобильный аудиоинтерфейс Apogee Duet 3 19 февраля, 2022

    Потрясающий звук никогда не выглядел так хорошо В 2007 году оригинальный Apogee Duet разрушил все представления о том, каким может быть интерфейс...