^ Вверх
Статьи / Теория и практика

Музыкальная фантASIO. Обработка звука в реальном времени

Раньше на нашем телевидении существовала передача "Пойми меня". Помните такую? Так вот, хочу у вас спросить: какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово ASIO? Что-то, связанное со звуком? И все? Так, будем это поправлять…

Раньше все звуковые приложения использовали VxD-драйверы, работающие на интерфейсе MME (Multimedia Extension). Интерфейс этот был придуман Microsoft. Приложения проигрывали музыку, пользователи ее слушали, и было бы все замечательно, вот только для музыкальных надобностей не подходили эти драйверы из-за своей чрезвычайной медлительности.

Хотя слушать музыку через них было можно, но вот обрабатывать звук в реальном времени - нет. Проблема интерфейса MME заключалась в том, что музыкальные приложения "разговаривали" со звуковой картой не напрямую, а через операционную систему. А поскольку ни одна из Windows, существующих на сегодняшний день, не проектировалась как система реального времени, "разговор" получался с большой (если не сказать, огромной) задержкой.

Нужен был единый стандарт для драйверов, который бы дал возможность приложениям общаться со звуковыми платами без посредников и, соответственно, с минимальными задержками. И этот стандарт был создан компанией Steinberg, которая дала ему звучное имя ASIO (Audio Stream Input / Output - "ввод / вывод звукового потока"). Выигрыш был налицо: низкая задержка, высокое качество обработки и сравнительно небольшая загрузка процессора.

Поэтому производители более-менее серьезных звуковых плат стали писать свои ASIO-совместимые драйверы. Поняв, что их обходят, подопечные Microsoft выпустили свою версию драйверов с низкой задержкой под названием WDM (Windows Driver Model). Эти драйверы нашли свое применение как в обычной пользовательской жизни, так и в профессиональном мире (например, в приложениях фирмы Cakewalk), но, тем не менее, большая часть серьезных музыкальных программ все-таки использует ASIO, потому что эта архитектура успела стать стандартом де-факто для производителей программного обеспечения и железа.

Справедливости ради нужно сказать, что существует еще интерфейс GSIF, используемый в программных сэмплерах Gigasampler и Gigastudio. У него задержки вообще практически отсутствуют, однако интерфейс этот поддерживают пока только полу- и профессиональные звуковые платы. И, к тому же, он позволяет обрабатывать только MIDI-сигнал.

Что же нужно для того, чтобы обработать звук в реальном времени? Во-первых, нужен собственно звук, который будет подвергнут обработке. Этот звук можно извлечь из любого устройства, которое подключается к входу звуковухи (MIDI-клавиатура, электрогитара, микрофон, микшерный пульт и т. п.), или из глубин компьютера (например, щелкнуть мышкой в секвенсоре на какой-нибудь ноте).

Во-вторых, не помешает программа-хост, которая будет общаться с ASIO-драйвером и обрабатывать звук одним или несколькими эффектами. В качестве такой программы разумно использовать одну из предлагаемых Steinberg. Например, Cubase или Nuendo. В-третьих, необходимы сами эффекты. Обычно эти эффекты либо встроены в программу-хост, либо подключаются в качестве плагинов. Если мы остановили свой выбор на Cubase, то основной стандарт плагинов, подключаемых к ней, называется VST (Virtual Studio Technology).

Этот интерфейс разработан все той же Steinberg и позволяет загружать виртуальные инструменты и процессоры эффектов и ими обрабатывать звук. На сегодняшний день существует огромное количество различных VST-эффектов - от бесплатных маленьких эффектиков до гигантских монстров стоимостью в сотни долларов.

Еще одной важной составляющей обработки звука в реальном времени является ASIO-совместимый драйвер звуковой платы. Если разработчики по каким-то причинам сочли, что их карточка не будет поддерживать ASIO, а альтернативных драйверов никто для нее не сделал, то низкой задержки добиться не удастся. Из широко распространенных на сегодняшний день плат ASIO поддерживают: Sound Blaster Live! (с kХ-драйверами), Audigy, Audigy2 и многие другие.

Если все это у вас есть, то можете начать музицировать. Главное, помнить, что никакие технологии не заменят интересных музыкальных идей и таланта.

Особенности ASIO 2.0 и VST 2.0

В 1999 году компания Steinberg анонсировала новую версию единого стандарта драйверов для звуковых карт - ASIO 2.0 - и новую версию подключаемых модулей - VST 2.0.
Основные особенности ASIO 2.0:
механизм синхронизации с точностью до сэмпла при работе с цифровым интерфейсом формата ADAT;
запуск нескольких приложений, использующих драйвер ASIO 2.0;
возможность прямого мониторинга любого входа через любой выход;
обратная совместимость с ASIO 1.0.

Особенности VST 2.0:
количество используемых модулем параметров увеличено до 16;
стало возможным управление параметрами посредством MIDI, что позволяет, например, создавать программные синтезаторы и сэмплеры;
возможно управлять временем задержки в зависимости от темпа композиции;
стала возможной самостоятельная адаптация модуля к условиям использования (стерео или моно, в зависимости от установки в разрыв или в посыл-возврат);
возможность ввода параметров с клавиатуры.

Артём Инджикян, 27.06.2003
www.computery.ru/upgrade

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий, .

Пополнения софта для Windows

  • ExperimentalScene DarkWave Studio v5.8.2
    ExperimentalScene DarkWave Studio v5.8.212 августа 2019

    DarkWave Studio - это бесплатная модульная виртуальная студия для создания электронной музыки. С помощью нее вы можете легко применять встроенные аудиомашинки и сторонние

  • TX16Wx Software Sampler v3.1.1
    TX16Wx Software Sampler v3.1.109 августа 2019

    TX16Wx - бесплатный семплер с набором профессиональных инструментов и с простым дружелюбным графическим интерфейсом. Данный семплер, по словам разработчиков - некий симбиоз

  • Voxengo Boogex v2.4
    Voxengo Boogex v2.431 июля 2019

    Boogex является бесплатным VST-плагином гитарного усилителя с различными звуковыми формами для профессиональных приложений для создания музыки. При помощи "Boogex" можно придать

  • Thomas Mundt LoudMax v1.30
    Thomas Mundt LoudMax v1.3026 июля 2019

      Лимитер с автоматическим выравниванием уровня громкости.Максимальная громкость регулируется слайдером "Drive". Максимальная громкость звука на выходе - слайдером "Output".

  • lkjb TinyQ v1.5.4
    lkjb TinyQ v1.5.419 июля 2019

    TinyQ, как следует из названия, маленький эквалайзер. Вокруг много хороших больших эквалайзеров, но нет ничего универсального, если просто нужно несколько настроек. Эквалайзер

Новости музыкального софта

Новости музыкального оборудования